Для получения объективных данных лабораторией были подвергнуты испытанию мед. работники (ассистенты, контролеры и фасовщики аптеки и студенты старших курсов медтехникума) в количестве 50 человек. Состав группы по национальности: удмурты—50 проц., русские—45 проц.. татары—2 проц., чуваши—2 проц., марийцы—1 проц., по возрасту 17—24 года.
В анализе — отсутствие физической культуры как в испытуемой, так и в контрольной группах. Исследовательская работа была приурочена к началу первых соцсоревнований и продолжалась по практическому проведению физич. культуры непрерывно 15 месяцев.
Биометрическое и функциональное обследование проведено по анкете Высш. сов. физ. культ. № 3 в начале, в средине и в конце занятий; в отношении сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем наблюдения велись непрерывно. Дополнительно в связи с секционной работой по лыжному спорту дважды сделан анализ криви на Hb. Кроме того проведен общий учет производствен. работы подопытной и контрольной групп и общественной работы испытуемой группы.
На основании выработанной профессиограммы были составлены уроки физической культуры, общая схема которых получила следующую форму:
- Порядковые движения (ходьба в строю с перестроением) для тренировки внимания.
- Дыхательные и коррегирующие упражнения — лечение и профилактика сколиозов, исправление мышечных недостатков телосложения. Координированные и вольные движения на месте и с ходьбой, при чем мужской группе в этой части давались более сильные упражнения в виде упоров, поднятия живого груза и пр. цель та же, как и в предыдущей.
- Элементы плавания на суше и упражнения на учебных скамейках с равновесием (модель автора).
- Медленный, ритмический бег (внимание фиксировалось исключительно на дыхании), начавшийся с 2 и доведенный к концу опыта до 15 минут с небольшим увеличением скорости, тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной систем, увеличение обмена веществ.
- Спортивная игра — волейбол — тренировка внимания, быстроты и точности движения, воздействие на эмоциональную сферу.
- Душ.
Аппаратурная гимнастика отсутствовала совершенно. Все уроки давались в сопровождении музыки. Частота занятий через каждые 4 дня. Продолжительность урока 14 1/2 часа.
Зимой выходные дни использовались преимущественно для лыжных прогулок в лес. Весной занятия проводились в форме упражнений прикладного характера (оборудование спортивной площадки). Летом работа проводилась исключительно на площадке и озере. Выходные дни исполосовывались для прогулок на лодках, дозированных солнечных, воздушных ванн и плавания исключительно стилем a la brasse (по лягушечьи). Гребной спорт, поскольку позволяли местные условия, приближался к форме академической. Перед каждым новым видом физической культуры делалась теоретическая предпосылка.
Примечание: Дыхание ставилось с первых уроков, для чего выделялось вначале сравнительно большое время. Тип дыхания: нижне-рёберно-диафрагмальный, при беге — полное дыхание.
Итоги первого (I) и последнего (II) мед. обследования приведены в виде таблицы:
Общее развитие в %:
I | II | |
Крепкое | — | 9 |
Среднее | 50 | 75 |
Ниже среднего | 17 | 16 |
Слабое | 33 | — |
Искривление позвоночника в %:
I | II | |
Сутулость и впалая грудь | 75 | 1 |
Сколиозы | 17 | — |
Нормы | 8 | 99 |
Примечание: Случаи сутулости и впалой груди следует считать результатом привычного неправильного держания корпуса с расслабленными мышцами спины.
Примечание. Разница в содержании Нb получена за зимний период при исследовательской работе о влиянии лыжного спорта на количество Нb в крови во время занятий, акцептированных на этом виде спорта.
Заболеваний в группе не было, несмотря на появившуюся дважды в городе эпидемию гриппа.
Самочувствие хорошее. Симптомов утомления не было. Усталость имела место в конце лыжных экскурсий, особенно в первое время.
Итоги производительности труда ассистентов, контролеров и фасовщиков аптек № 1, № 2 и № 3. В опытной группе участвовали работники только аптеки № 2 (по материалам комиссии, обследовавшей работу аптек г. Ижевска).
Выводы
Под влиянием физической культуры, научно поставленной и сопровождаемой врачебным контролем:
- Общее развитие изменяется в сторону укрепления организма.
- Искривленные позвоночники приводятся к нормальному состоянию.
- Экскурсия грудной клетки возрастает.
- Спирометрия увеличивается.
- Становая сила увеличивается.
- Сердечно-сосудистая и дыхательная системы укрепляются.
- Повыщается % содержания Hd в крови.
- Производительность труда и качество работы повышаются при условии подбора соответствующих методов физ. культ, в зависимости от характера выработанной профессиограммы.
- Педагогическое влияние на 1 испытуемых следует учитывать как средство улучшения бытовых условий и воздействия на отношение к труду, косвенно—как фактор увеличения производственного эффекта.